20.05.2022
Интервью

Одним всё «пофиг», а других трясёт: Как родители могут помочь старшеклассникам пережить экзамены

Впереди у старшеклассников напряжённая пора — сдача ОГЭ и ЕГЭ. Понятное дело, что все в этот период переживают — и родители, и дети. Но некоторые мамы уверяют, что сталкиваются с пофигизмом своих чад. Мол, экзамены на носу, а ему всё равно. После этого родители еще больше начинают паниковать. Почему старшеклассники так реагируют и что родителям делать? С такими вопросами корреспондент ИА «Великий Новгород.ру» обратился к психологу с внушительным стажем Юлии Рыбочкиной.

О возможной депрессии, скрытых переживаниях, страхах не оправдать надежды, а также об излишней требовательности родителей читайте в нашем новом ИНТЕРВЬЮ.

ВН.ру: Юлия Викторовна, почему некоторые подростки слишком спокойны перед экзаменами? Родителей беспокоит излишний пофигизм, что ли.

Ю.Р.: Я бы здесь разбила на несколько моментов. Если мы говорим про истинное безразличие, когда реально пофиг — это уже мы говорим про эмоциональную депривацию, про, возможно, депрессивное состояние. Нужно заметить, что сейчас подросткам очень часто врачи ставят либо «депрессивный эпизод», либо «депрессивное состояние», либо «депрессивное расстройство», то есть это уже, скажем так, психиатрическая не норма. Но у подростков очень часто вот это «мне пофиг, мне всё равно», «ой, да ладно, напишу я этот экзамен» или «да плевать, как я его напишу: я не собираюсь в 10-й класс» или «я не собираюсь никуда поступать» — зачастую это такая маска. Они прячутся вот за этот пофигизм от страха вхождения во взрослый мир. Им реально страшно. Им страшно перед экзаменами, просто они уже устали бояться. Представляете, с какого возраста учителя и родители начинают пугать их этими экзаменами. Пусть не с 1-го класса, но с 5-го, и они уже к 9-му или к 11-му приходят морально истощенными, потому что, когда пугать детей изо дня в день, говорить им, что «вы ничего не напишите», «вы неучи, глупые, лентяи, у вас ничего не получится», они, правда, истощаются. Они говорят: «Что будет, то будет, потому что нет просто сил про это думать». Когда я со своими клиентами-ребятами сижу, и мы с ними порой про учебу разговариваем, хотя я стараюсь не очень про это говорить, потому что им и так эта тема надоела. И когда мы начинаем обсуждать их эмоциональное состояние, они часто буквально со слезами говорят про то, что реально очень боятся и волнуются. Они не знают, куда им поступать. А вдруг они неправильно сделают выбор. И очень часто звучит: «вдруг мы не оправдаем ожидания родителей», «родители столько нас вложили — денег, репетиторы, и всё это будет попусту». Они переживают, просто не все дети могут это сказать своим родителям — показать свою слабину. И не все родители готовы слышать своих детей. Это второй аспект.

Третий аспект — от родителей звучит такая фраза: «Он ничего не хочет». А когда я начинаю разбираться, то, оказывается, ребенок много чего хочет. У него много друзей, он хочет гулять, слушать музыку, смотреть сериалы, ходить в бассейн, поехать на море или в лагерь. Получается, что родители хотят, чтобы дети хотели то, что хотят родители. А родители хотят, чтобы дети всецело посвящали своё время учебе, чтобы они думали только про оценки. А дети этого не хотят, у них есть другие интересы. Позвольте я напомню: у подростков другие интересы в это время, у них другие задачи. А задачи подросткового времени — это самоидентификация — понять, кто я, зачем я, какой я. Здесь и сейчас понять всё про себя. И учеба не входит в понятие «самоидентификация». Учеба для них, вообще, на 15-м месте. У них настолько многозадачность и многоходовость: им нужно разобраться, какие они, им нужно смириться со своим образом в зеркале, потому что они очень критичны в это время, им нужно найти своих друзей, им нужно быть такими, как все, и в то же время отличаться, им нужно понять, для чего они в этой жизни, им нужно разрушить свой детский мир и детские идеалы и начать выстраивать «а-ля» взрослый мир. Им нужно до основания всё разрушить, а потом на этих обломках построить свой мир. Про какую учебу мы, вообще, с вами говорим?

Вспомните себя в подростковом в возрасте. Вы что реально знали, кем вы будете, когда учились в старших классах?

ВН.ру: Конечно, это поиски и постоянные вопросы…

Ю.Р.: Да и плюс им страшно входить во взрослый мир. А вдруг они ошибутся? Мы же, взрослые люди, любим однозначно всё говорить: «Ты обязан выбрать». Мы же не говорим: «Слушай, ну, поступи туда, не получится — пойдешь в другое место», «позанимайся вот этим, а потом давай посмотрим вот эти курсы». То есть мы не предлагаем им вариативность, однозначно — выбери и всё. А они не могут. И от этого им ещё страшнее. А потом мы же не забываем, что бюджетных мест сейчас очень мало, и они знают, что учеба — это дорого. И они переживают: «а вдруг я выберу, например, филфак, родители заплатят, а на 2-м курсе я пойму, что это не моё, оттуда уйду, а в результате это выброшенные деньги на ветер». Их обуревает такое количество сомнений. Мне в этом плане нравится европейская или американская организация жизни, когда после школы ребенок не поступает куда-то сразу, а у него есть год, чтобы он повертел головой в этом взрослом мире, чтобы он попробовал поработать официантом, на стройке, покопал где-то землю, путешествовал, просто посидел — посмотрел в окно и не кидался сразу куда-то поступать. Я понимаю, родителям страшно: «Это что он год будет бездельничать?». Ну почему сразу бездельничать, может, он мороженое будет продавать.

ВН.ру: А как тогда родителям вести себя в этой ситуации?

Ю.Р.: Мне кажется, очень важно просто слышать своего ребенка. Дать ему возможность высказаться, не бежать впереди паровоза, не пытаться свои страхи родительские, амбиции удовлетворить, а выслушать ребенка. Не смеяться над его желанием стать блогером. У нас сейчас совершенно другая жизнь — те профессии, которые были в моем или в вашем юношестве востребованы, они сейчас могут быть нулевыми. И сейчас появились новые профессии, о которых взрослые даже не слышали. А у детей больше про это информации. И посидеть с ребенком, послушать его: «Хорошо, ты хочешь быть блогером, а ты на какие темы будешь говорить?». То есть задавать ему вопросы, не обесценивать его желание, не перебивать, не насмехаться, слушать, предлагать варианты. Мы помогаем ребенку, чтобы впоследствии не услышать от него: «Я хотел поступать в Москву в МХАТ или ГИТИС, а ты меня не пустила и заставила поступать на экономический факультет в Новгороде».

ВН.ру: А есть другая крайность, когда старшеклассники слишком переживают перед экзаменами, что трясет их постоянно?

Ю.Р.: Слушайте, их всех трясет — просто у кого-то защитные реакции имеются. Помните про защитные реакции на стресс: бей, беги, замри. То есть он замер — «Мне пофиг» или агрессивное (бей) — «Да, отстаньте от меня! Чего ко мне пристали!». Просто у всех своя реакция. Кого-то реально трясет, и, кстати, многие срывают ЕГЭ и ОГЭ именно из-за своего эмоционального состояния, именно из-за того, что родители, провожая ребенка на экзамен, говорят: «Ты точно всё повторил? Ты точно всё выучил?». А мы их должны провожать, говоря: «Я за тебя спокоен, уверен в тебе, у тебя всё получится, на тебе шоколадку». А в другой карман мы кладем незаметно записку «Люблю тебя, сынок, у тебя всё получится».

Мы же помним, как кратковременная память перерождается в долговременную: это не утром повторять материал, мы перестаем учить где-то в 15.00 накануне экзамена. Мы отдыхаем перед экзаменом, мы хорошо спим перед экзаменом, потому что кратковременная память переходит в долговременную во сне. То есть накануне экзамена нужно очень хорошо выспаться. И родители, и дети должны быть спокойны. А вот эта гонка и постоянное: «У тебя ничего не получится, я видел, что ты не готовился» и т.д. Этого быть не должно. Даже сами учителя говорят: «Если ребенок ходил и более-менее что-то учил и делал домашнее задание все эти 9 или 11 лет, он сдаст экзамен». Да, он, возможно, не наберет максимальное количество баллов, но всё равно сдаст. И у него есть шанс пересдать, если что. Это не конец света. ОГЭ и ЕГЭ — это всего лишь один из этапов огромной длинной жизни наших детей. Это всего лишь этап и ничего более. И прежде чем родителям в панике кричать: «Он ничего не хочет!», все-таки посмотреть на то, что он на самом деле хочет. И если он не хочет быть юристом, это не значит, что его жизнь потеряна, и он будет плохим человеком. Ну и что, он может быть прекрасным сталеваром. Наличие высшего образования не означает, что ребенок будет счастлив, и у него будет прекрасная жизнь. По мне, главное, чтобы ребенок и, вообще, человек был счастлив, здоров и гармоничен с собой и с этим миром.

Добавим, 4 июня психолог Юлия Рыбочкина будет проводить в Санкт-Петербурге тренинг для родителей подростков и детей. Желающие присоединиться к мероприятию могут узнать подробности в её телеграм-канале.

Читайте также