19.01.2021
Интервью

Не уйти преступникам от ответственности помогает новое отделение новгородского СК

Накануне Дня сотрудника органов следствия Российской Федерации и десятилетия образования Следственного комитета РФ журналист ИА «Великий Новгород.ру» о буднях следствия поговорил с руководителем отделения по расследованию особо важных дел по преступлениям прошлых лет регионального СК Сергеем Ржевским.

Напомним, за 10 лет деятельности новгородского Следственного управления его сотрудники раскрыли и расследовали более трёх тысяч тяжких и особо тяжких преступлений, 820 преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, 450 – коррупционной направленности. Возмещён ущерб на сумму более 500 млн. рублей. В общей статистике есть вклад и подразделения нашего собеседника — Сергея Алексеевича Ржевского.

ВН.ру: Сергей Алексеевич, Ваше отделение довольно молодое, когда оно было создано?

С.Р.: Фактически отделение приступило к работе с 14 августа 2019 года. В составе отделения – руководитель подразделения и два следователя. Все – в звании подполковника.

ВН.ру: Есть ли «профиль» по категориям дел у Вашего отделения? Чем, в основном, занимаетесь?

С.Р.: Приоритет отдаётся тяжким и особо тяжким преступлениям. Это убийства, изнасилования, тяжкие телесные повреждения, повлекшие смерть. Взаимодействие по работе ведётся, в первую очередь, с подразделением криминалистики, потому что это также их направление деятельности: криминалистические учёты у них ведутся, дактилоскопические учёты. То есть даже через много лет устанавливается лицо, которое оставило следы на месте преступления.

ВН.ру: Любопытно. А можно рассказать о конкретных примерах?

С.Р.: В наших делах есть особенность. Ведь закон с учётом «прошлости» совершённых преступлений предусматривает освобождение от наказания. Не от ответственности, а именно от наказания – с учётом того, что прошли сроки давности. Но вместе с тем мы не останавливаемся. Мы преступников находим, изобличаем их, но по закону некоторые дела прекращаются из-за срока давности. Закон предусматривает определённые сроки. Для тяжких преступлений – это 10 лет, для особо тяжких – 15 лет.

В качестве примера. Были изобличены двое мужчин в совершении тяжкого преступления – изнасилования молодой женщины в 2004 году. Их удалось изобличить. Установлено, что на тот момент они проходили службу в рядах Вооружённых сил РФ, часть стояла в Панковке. Они, злоупотребив спиртным, самовольно покинули воинскую часть. И в этом была сложность – у нас не было данных о самовольном оставлении части. Употребив спиртное, в подъезде, вдвоём, они надругались над женщиной. Но они были установлены. Один из них проживает в Брянске, второй – у нас здесь, на территории области. Соответственно, они были изобличены и привлечены к ответственности. Вот один из ярких примеров старого дела.

Ещё один пример. Дело по мужчине, который изнасиловал несовершеннолетнюю в 2008 году. На тот момент девушке было 16 лет. К сожалению, сроки давности по этому делу истекли в 2018-м. Но он был изобличён, доставлен сюда. Как выяснилось, он скрылся с мест лишения свободы, оказался здесь, где и совершил изнасилование. Установили его по криминальному учёту, доставили его. Он признался. Потерпевшая пояснила все обстоятельства. Проведены были очные ставки. Он был изобличён, задержан, арестован. Но, с учётом сроков давности, был отпущен уже областным судом в силу закона.

ВН.ру: Есть дела не из категории «прошлых лет», но вы ими тоже занимаетесь. Например, случаи изнасилований несовершеннолетних в центре «Подросток».

С.Р.: Да, дело «Подростка» не является преступлением прошлых лет. Но оно само по себе совершено в прошлые года, при том, что возбуждено было в прошлом году и приступили к расследованию тоже в прошлом году. И здесь события, связанные с оперативной информацией и работой сотрудников ФСБ, которые, разработав все эти схемы и информацию, представили нам эти сведения. А мы уже, аккумулировав их, приняли решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, который у нас в настоящее время пребывает в СИЗО.

ВН.ру: Есть в этом деле что-то новое?

С.Р.: Там несколько дел идёт, которые сопряжены с деятельностью Бандурова (бывший руководитель центра «Подросток», — прим. Ред.). Они будут вменяться ему в длящийся эпизод его деятельности. А фактически эпизодность идёт относительно того человека, который осуществлял противоправные действия в отношении каждого из лиц – воспитанников «Подростка». Но с ведома и позволения Бандурова. Поэтому то, что с ведома и позволения, у нас накапливается на лицо, которое задержано, и лиц, которые имели причастность к этому.

ВН.ру: На данный момент о скольки эпизодах можно говорить?

С.Р.: На данный момент 3, т.е. 3 человека, в отношении которых он совершил преступление. Дела возбуждены и свидетельская база собрана. Но в чём сложность? Многие дети из числа сирот, из числа неблагополучных семей, и проблема возникает в том, что некоторые просто не говорят, боятся. Дети забитые.

ВН.ру: Если говорить о результатах работы отделения, по оконченным делам о каких цифрах идёт речь?

С.Р.: Небольшая статистика, потому что эти дела сложные и сейчас многие из них находятся в производстве. У нас 8 уголовных дел прекращено за сроками давности, 3 направлено было прокурору с обвинительным заключением.

ВН.ру: А сейчас в производстве сколько дел находится?

С.Р.: В настоящий момент 10 уголовных дел по преступлениям прошлых лет, и по каждому из них ведётся работа. Это дела 2000 года, 2004-го, 2008-го… Многие дела находятся в архивах и задача нашего отделения – как раз вникнуть в эти архивные дела, «поднимать» их, попытаться возобновить их, определить перспективы расследования и по криминалистическому учёту установить причастность лиц, которые, возможно, совершили эти преступления, но ранее вина этих людей не была доказана.

Применяется и криминалистическая техника на местах происшествий. Допустим, было убийство совершено, поступила оперативная информация. Но никаких доказательств не было. Мы выехали на место происшествия. Там уже в доме другой собственник. Мы подняли полы, посмотрели на предмет крови с учётом криминалистической техники. И криминалистическая техника дала нам информацию, что имеются следы крови. И в итоге находим причастных к этому убийству лиц.

А так много дел в производстве, но не хотелось бы обнародовать факты, так как эти дела ещё расследуются.

Беседовала Валентина Бушуева

Читайте также