04.03.2022
Новости Новгородской области

В новгородской золотой подвеске XIII века обнаружен римский «след»

Группа российских ученых изучила подвеску с эмалевой вставкой, найденную в слое начала XIII в. в Новгороде. Комплексное исследование артефакта с применением естественнонаучных методов показало, что драгоценная подвеска-квадрифолий была изготовлена русскими или византийскими мастерами, причем для эмали была использована переплавленная смальта римских или ранневизантийских мозаик начала I тысячелетия. О результатах исследования авторы сообщили на научной конференции «Археологические исследования: новые материалы и интерпретации». Об этом сообщается на сайте Института археологии РАН.

«Впервые древнерусское золотое украшение с эмалевым декором было изучено комплексно, с применением высокоточных методов. Мы смогли увидеть конструктивные элементы подвески и способы их крепления, выявить технологию изготовления корпуса и определить состав металла и эмали. Полученные данные позволили предположить, что подвеска была изготовлена на Руси или греческими мастерами, или русскими ювелирами с использованием эмалевой вставки византийского производства», – сказала один из авторов исследования, старший научный сотрудник отдела средневековой археологии Института археологии РАН Ирина Зайцева.

Исследования проводились в Центрах коллективного пользования (ЦКП) Института археологии РАН, ФНИЦ «Кристаллография и фотоника» РАН и НИЦ «Курчатовский институт»-ИРЕА.

Летом 2018 г. экспедиция Института археологии РАН начала раскопки на участке на улице Знаменская в Великом Новгороде. В небольшом по размеру раскопе (около 140 кв. м.) археологи нашли участок древней Павловой улицы и остатки четырех средневековых усадеб. В культурном слое глубиной более 5 метров, нижняя часть которого относится к первой четверти XI в., а верхняя – к концу XV – началу XVI в., было собрано большое количество артефактов, указывающих на высокий социальный статус жителей: печати новгородских и служилых князей, византийские торговые пломбы, украшения, предметы личного благочестия и другие предметы из металлов, кости, янтаря, стекла, камня и глины.

Украшенная эмалью золотая подвеска была обнаружена в остатках жилой постройки, сложенной из толстых сосновых бревен. По данным дендрохронологического анализа, дом был сооружен в начале 1210-х гг. Он был последним домом, построенным на этом участке перед длительным запустением этой части города, которое, вероятно, было связано с катастрофическими эпидемиями, голодными годами в Новгороде в первой трети XIII в., и общим упадком экономической жизни, наступившим после завоевания монголами центральных и южных регионов средневековой Руси.

Новгородская подвеска выделяется: она сделана из золота, и узор на лицевой пластине целиком оттиснут на матрице. В этом состоит уникальность предмета: тиснение почти не использовалось для получения изображений на древнерусских золотых украшениях с перегородчатой эмалью. Обычно оно применялось только для создания лотков для эмали, а поля золотых подвесок, как правило, оставались гладкими.

«Золотая подвеска из Новгорода – подлинное произведение художественного ремесла. Высокий профессионализм и великолепный вкус мастеров видны как в изготовлении корпуса из высокопробного золота, так и эмалевой вставки. Аналогий у нее нет ни в византийских материалах, ни в древнерусских. Скорее всего, она была частью богатого парадного убора», – рассказала Ирина Зайцева.

Чтобы изучить внутреннюю конструкцию подвески, определить технологию изготовления и состав металла и эмали, ученые провели комплексное аналитическое исследование с применением современных естественнонаучных методов.

«Судя по составу, эмали новгородской подвески сделаны не из средневекового стекла, а из римских мозаик. Известно, что такая технология активно использовалась в эмальерном средневековом производстве в Западной Европе, например, в лиможских эмалях. Мозаики собирали в разрушенных зданиях, очищали от поверхностных загрязнений, перетирали в мелкий порошок, добавляли в него воду. Полученную смесь накладывали на металлическую поверхность, просушивали и обжигали в специальных печах при температуре, при которой порошок расплавлялся, а металл – нет», – пояснила научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего Средневековья ИА РАН Ольга Румянцева.

Учёные предполагают три варианта происхождения подвески и вставки: вставка, как и все изделие, было создано или в Византии, или греческими мастерами в одном из русских городов, или эмалевая вставка могла быть выполнена в одной из мастерских Византии и привезена на Русь, где украсила золотой квадрифолий местной работы.

 

Читайте также