02.03.2024

Выставка станковых иллюстраций Бориса Непомнящего

В здании Присутственных мест (Кремль, 4) работает выставка «Фома Фомич и другие в иллюстрациях Бориса Непомнящего. Ф.М. Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели».

На выставке впервые полностью представлена серия станковых иллюстраций (36 листов) по мотивам повести «Село Степанчиково и его обитатели» народного художника России, академика Российской академии художеств Бориса Непомнящего

Художник Борис Непомнящий обладает редким качеством – способностью к философским обобщениям. Эта способность особенно ярко проявилась в иллюстрациях и станковых сериях по мотивам произведений Ф.М. Достоевского.

В 1978 году Непомнящий представил цикл офортов, в которых в метафорической форме отражены основные идеи романа «Братья Карамазовы». Позднее, серия была дополнена еще несколькими работами.

В период с 2007 по 2009 год художник создал более 50 большеформатных рисунков к сложнейшему произведению писателя «Записки из Мёртвого дома». Они вошли в книгу, выпущенную издательством «Вита Нова» (СПб). В дополнение к этим композициям в технике офорта была награвирована почти исчерпывающая галерея портретов героев «Записок».

В 2014 — 2018 гг. Непомнящий работал над художественным решением «Музея романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»» в Старой Руссе. Параллельно с проектом он выполнил серию портретных рисунков, которые вошли в структуру экспозиции.

Несколько лет назад воображение художника захватило еще одно произведение Ф.М. Достоевского – повесть «Село Степанчиково и его обитатели». При жизни Достоевского она оставалась в тени его «великого пятикнижия», но постепенно, к концу XIX столетия, приобрела огромную популярность, а образ главного героя – Фомы Фомича Опискина – стал нарицательным.

В период с 2015 по 2023 год Борис Непомнящий создает свой вариант графического сопровождения «Села Степанчикова…». Он знакомит зрителя с героями, то позволяя увидеть их лица, словно через увеличительное стекло, то представляя их в наиболее характерных «говорящих» позах. Портреты главных персонажей чередуются со «сценами», отражающими ключевые моменты в развитии сюжета. Художник нашел яркий пластический эквивалент для передачи сложных, порой фантасмагорических образов и коллизий: эксцентричность поз, театральность мизансцен сочетается с подчеркнутой точностью костюма и деталей, гротеск – с академической безупречностью рисунка. Ощущение достоверности, «историчности» происходящего возникает благодаря использованию приема искусственного старения бумаги. На листах с затеками и желтыми пятнами, с неровно, но аккуратно «оборванными» краями, рисунки то проступают очень ярко, то едва проявляются, кажутся случайными. Их оживляют легкие акварельные заливки. В дополнение к этому Борис Непомнящий вводит в композицию листа авторский текст, написанный изящно, с росчерками. Свободно размещенный на странице, он абсолютно равноправен в создании зрительного образа, а иной раз – лист «Фома учит» – играет главную роль, позволяет почти физически ощутить громадность амбиций главного «героя».

Выставка будет работать по 3 июня.

Изображения предоставлены Новгордским музеем-заповедником.